Главная » СМИ о нас » Разговор о наболевшем. Спектакль, который стоит увидеть каждому
Разговор о наболевшем. Спектакль, который стоит увидеть каждому
01.04.2013
Наша газета уже писала о православном театре «Живая вода» («Весточка», ноябрь - 2012, апрель - 2013). Тогда мы познакомили читателей с талантливой актрисой и певицей Татьяной Пашковой, актрисой Московского театра-студии «Живая вода».
И вот новая встреча с театром, в репертуаре которого постановки, затрагивающие важные духовно-нравственные темы: семьи, любви и верности, выбора жизненного пути.
Спектакли выстраиваются так, что все становятся участниками действа, между актерами и зрителями возникает живое общение.
Три дня – с 15 по 17 марта – в Сургуте на сцене культурно-досугового центра «Камертон» шли гастроли Московского православного театра-студии «Живая вода». Три дня шли и шли сургутяне на спектакли «Он и Она» и «Дорога домой».
Можно только поражаться смелости художественного руководителя театра Ларисы Никулиной. Отважиться на такую острую тему, как сохранение семьи в рамках традиционных ценностей нашего народа, все равно что самой вызвать на себя огонь критики.
С первых же минут спектакля «Он и Она» скепсис исчезает.
Где же ты, счастье?
...Все просто и узнаваемо, все близко и понятно, все наше, родное. Казалось бы, зряшное дело – искать счастье. Ан нет, ищут мужик Федя и жена его Маруся – «баба моя» - это самое счастье (актеры Игорь Коровин и Мария Кивва). Немолодые, жизнь повидали, а вот счастья вроде и не повстречали: «Ответь, Иван-дурак, где счастье искать?» - лейтмотивом звучит в ходе всего действа.
Молчит Иван-дурак (актер Егор Николаев), а если и говорит, то совсем тихо. Зато слышно всем, и слова его западают в душу:
- А вы счастье не видали, не встречали? – вопрошает зрителей.
Молчит зал недоуменно – кто знает, какое оно, счастье. У каждого ведь свое.
Вот рядом появляются молодые – Он и Она (Алексей Гиммельрейх и Екатерина Крутикова). Молодость разве не счастье?! Встретились, полюбили друг друга – вот оно, счастье!
Поет свадьба, кипит, а Иван-дурак котеночка ищет. Беленького, с черным ушком.
- Кис-кис-кис, не видали котеночка?..
А что молодые?
- Дом хочу – огромный, с бассейном, - кричит невеста. – И чтобы полы с подогревом! Вот оно, счастье!
- А давай! Давай! – подхватывает жених, уже муж. – Да! Нам все подавай сейчас и сразу! Все! Дом с бассейном, машину дорогущую. Нет, лучше сразу две машины.
- Детишек двое – нет, трое! – захлебывается от счастья молодой муж.
- Да ты что, какие дети?! Поживем для себя. Я хочу весь мир объехать, все увидеть. Дети подождут. Дети потом! – требует юная жена.
- Подождут! – вторит муж.
Как здорово, как круто, как славно! Счастья впереди – лопатой греби.
И все бы хорошо, да маленький штрих, неприметный вроде в этой свадебной круговерти. Иконка старенькая, со стершимся ликом. Мужик с бабой смущенно бормочут:
- Вот, подарить вам хотим, как говорится, по закону отчему, благословясь. Вы ее того, в красный угол – какой же дом без него, без угла без красного?..
Замешкались молодые среди вороха дорогих подарков. Растерялись. Смотрят на икону.
- Куда же ее? У нас и красного угла-то нет. Да и не поймут нас...
А Иван-дурак все котеночка ищет:
- Кис-кис, беленький такой – не видали?
...Зал замер. Зритель все понимает, хотя ему и не разжевывают. Зритель жалеет не только котеночка-несмышленыша. Он жалеет молодых. Кто-то увидел себя. Кто-то вспомнил свое, очень давнее, кто-то – почти вчерашнее. Где оно, счастье, которое через край переливалось, било крутой струей шампанского на свадьбе? Манило в дали лучезарные, сулило горы золотые?.. Было да ушло куда-то, растаяло, как эхо, даже отзвука нет.
Негромкое мудрое слово.
...А мужик с бабой не отступают, все счастье ищут. Может, оно в этом доме, где молодые поселились? Справный дом, полная чаша. Все – как у всех. Что ж радости в нем нет и свет какой-то тусклый? Уже и дитя народилось – а все безрадостно как-то. Нет счастья в доме – съели его суета, придирки, ссоры, мелочный эгоизм, жалкое однообразие.
Почему все не так, куда ушли свет, радость, тепло общения? Ведь все есть у них, у молодых.
Все – да не все. Нет главного – желания уступить, понять, простить. Каждый на себя одеяло тянет. И ссоры, ссоры, ссоры…
Мужик с бабой затаились в предчувствии горькой беды. Сидят рядком да молчком, плечо в плечо. Горюют. Надо что-то делать, надо помочь молодым – а как? Да вот же она, икона – молиться надо, виниться, просить.
...Наверное, это главная сцена в спектакле «Он и Она». Когда молятся чистые сердцем, простые люди. Не очень понимающие этот сумасшедший современный мир, где счастье не ищут, а завоевывают. Любой ценой.
И слова-то сегодня нет такого – «счастье». Иначе его зовут – богатство, успех, слава, деньги, деньги… А мужик с бабой свое гнут – бух на коленки и ну счастья просить. Да не себе – у них, слава Богу, все ладно. Картошка уродилась, пенсия хорошая. Хватает пенсии-то на жизнь. Молодым, Господи, подсоби! Беда-то какая у них черная! Глухи и слепы они, а ведь дитя страдает.
И услышал Создатель молитву, от самого сердца идущую. Услышали Он и Она друг друга, одумались, соединились. Вот он, счастливый финал.
Вот и нашли мужик с бабой свое счастье, такое простое и ясное. А что за счастье без песни?!
Это, кстати, еще одна удачная находка режиссера Ларисы Никулиной. На протяжении всего действа органично вплетались в канву спектакля древние русские песнопения, авторские композиции, песни на стихи православной поэтессы Светланы Кековой.
Спектакль закончился, зал опустел. Но неотступно преследует мысль: жаль, что всего три дня длились гастроли театра «Живая вода». Жаль, что, несмотря на переполненный зал «Камертона», многие так и не увидели этот спектакль. А его стоит посмотреть – и тем, кто только собирается строить семейную лодку, и тем, кто сегодня на распутье.
«Он и Она» - это доверительный, очень тактичный разговор о семейных ценностях, о духовном. Тема глубокая, серьезная, болезненная для нашего общества.
Актерам удалось невозможное: несмотря на молодость, зритель верил каждому их слову, каждому жесту. Может, потому, что, найдя болевую точку, театр проникся ею, нашел не- громкое, простое, мудрое слово, которое шло от сердца, от души. И донес его до зрителя.
Мнения
Лариса Никулина, режиссер театра-студии «Живая вода»:
- У нас собралась уникальная молодая команда, которая не перестает меня удивлять своей искренностью, самоотверженностью, горением и служением этому делу. Жить на сцене и проживать эти темы до донышка – такое удается не каждому актеру. Я очень благодарна актерам: Игорю Коровину, который и актер, композитор, певец; Татьяне Пашковой – вашей землячке, глубокой, интересной личности с горячим сердцем. Именно она открыла нам Сургут – его благодарных жителей-северян, которые так тепло приняли нас.
У нас есть с десяток спектаклей на все животрепещущие темы – например, наркомания в молодежной среде. Мы готовы показать их сургутянам.
Галина Галимова, председатель совета женщин ОАО «Сургутнефтегаз»:
- Спектакли этого театра несут высокий воспитательный потенциал, заставляют задуматься, задевают самые сокровенные струны души. Вы, показавшие нам этот спектакль, действительно как чистый родник. Побольше разговор о наболевшем Наша газета уже писала о православном театре «Живая вода» («Весточка», ноябрь - 2012, апрель - 2013). Тогда мы познакомили читателей с талантливой актрисой и певицей Татьяной Пашковой, актрисой Московского театра-студии «Живая вода». Спектакль, который стоит увидеть каждому бы таких родников и такой чистоты в нашей жизни.
Ирина Сердюкова, руководитель центра социального партнерства Сургутского профессионального колледжа:
- Огромное вам спасибо, что вы есть, что побывали в Сургуте. Мы очень далеко от Москвы. Вот уже двадцать пять лет, как в нашем городе возродилось православие. А после 80-х годов начали резко падать духовность и нравственность, мы потеряли целое поколение. Как восполнить потери, как сохранить и умножить то, что имеем? Мы служим одному делу, и спасибо за ваш вклад.
Татьяна Кондрашина, режиссер Центра культуры и досуга «Камертон» в Сургуте:
- Когда мы читаем на афише – «Московский театр», для нас это всегда синоним слова «качество». Тем приятнее было найти среди актеров-москвичей нашу землячку, уроженку деревни Сайгатино. Татьяна Пашкова была победительницей детско-юношеского конкурса «Атас», проводившегося в «Камертоне». И вот Татьяна в родных стенах, на сцене, куда она вышла девочкой и где она когда-то начинала свой творческий путь. Именно она инициировала гастроли этого замечательного театра в Сургуте, за что ей низкий поклон.
Нина Косьминова, заместитель директора департамента образования администрации города Сургута:
- Спектакль удивительно одухотворенный. Сегодня, когда такие атаки предпринимаются на сознание молодых, ваше творчество как глоток живой воды. Есть смысл заключить с вашим театром договор на длительное сотрудничество, с тем, чтобы наши ребята имели представление о традиционных нравственных ценностях, идеалах, семейных устоях. Мы так радовались той тишине, что с началом спектакля постепенно установилась в зале. Спаси вас, Господи, за ваш труд!
Надежда Мунтян, член просветительского центра «Кирилл и Мефодий»:
- Спектакль произвел на меня такое глубокое впечатление! Как удалось актерам сразу войти в сердца зрителей?! В аудитории были подростки – не самые благодарные зрители, однако и они хлюпали носами, а потом бурно радовались установившемуся семейному ладу. Да и люди, прожившие жизнь, может быть, впервые осознают, как надо было всего себя посвятить второй половине, чтобы тепло такой сторицей вернулось в преклонные годы.
На снимках:
сцены из спектакля "Он и Она".
Фото Александра Онопы